ВРЕМЯ

        

Третейским судьёй между телами в определении отличия их движений выступает время, введённое в общее мировоззрение исходя из предположения о существовании равномерного процесса, протекающего или независимо от объективного мира (Ньютон) или непосредственно связанного с ним (Лейбниц). Для каждого человека таким процессом является жизненный процесс его организма. Его мозг, обладая памятью, замечает изменения и последовательность в запечатлённых в нём картинах внешнего мира и на этом основании выстраивает все события в один ряд событий, каждое из которых находится с другим в отношении «раньше» или «позже» или же является одновремённым с ним. Это отношение позволяет мысленно разместить все события на прямой числовой оси в порядке возрастания и на множестве этих событий ввести метрику,   отражающую субъективное ощущение  длительности человеком и называемое им временем.

 Ощущение длительности процессов для каждого человека различно. Иногда время для него бежит медленно, иногда быстро, а иногда память вообще отключается и время перестаёт для него существовать. Кроме того, в его организме отсутствует механизм, который бы считал и делал точные метки через равные промежутки времени и соотносил их с промежутками времени других людей.  Поэтому люди научились использовать для точного определения длительности движения различные существующие в природе периодические процессы. Счёт периодов этих периодических процессов, таких как колебаний маятника, вращения Земли вокруг собственной оси и её движения вокруг Солнца, соотнесённые друг к другу,   позволяет более точно выстраивать все события в один ряд в отношении   «раньше» («позже») или в отношении одновременности. Этот ряд, очевидно, и называют осью времени или просто временем.

         Следовательно, физическое время как длительность в отличие от субъективного времени, а также философского времени как всеобщей категории допускает более   точное определение как особого рода соотношение  количества изменений происшедшее  в результате измеряемого процесса с всеобщим количеством изменений в мире, т.е. время вводится для того, чтобы определить это соотношение. Так как всеобщее количество изменений в мире является числом неопределённым, но постоянно возрастающим, то в качестве его представителя  используют возрастающее количество периодов колебаний какого-либо периодического движения, отсчитанное от какого-нибудь определённого момента.

         Возьмем какое-нибудь явление, например, произрастание дерева. Наблюдая его, замечаем, что в наблюдаемой картине появилось изменение, выразившееся в появление ветки, которая, увеличиваясь, стала создавать  пространство видимой нами материей. Затем произошло следующее изменение – на ветке появились листья. В нашей памяти запечатляется причинная связь – появлению листьев предшествует появление веток, т.е. эти события явным образом находятся в отношение  «раньше» (позже) и появление листьев детерминировано появлением веток. Но   в этом явление могут быть события, которые не находятся в причинной связи.  Например, появление двух веток на стволе дерева могут быть не детерминированы между собой, т.е. ни одно из них не будет являться причиной появления другой.  Появление листьев на одной ветке тем более не является причиной появления листьев на другой ветке. Однако  появление листьев на одной ветке можно связать отношением одновременности с появлением листьев на другой ветке. Кроме того, всем этим явлениям предшествует общее событие – появление дерева. Таким образом, все события в мире распределяются вертикально по причинным цепям и горизонтально в отношении одновременности. Если со мной происходит какое-либо событие, то я знаю, что рядом происходят другие события одновременные с моим событием. В моём сознании закрепляется представление о времени как движении пространства событий относительно меня как наблюдателя. И обратно, аналогично тому, как стоя на мосту и пристально глядя на течение воды,  нам начинает казаться, что это двигается не вода, а мост вместе с нами, так иногда нам кажется, что это не события, а мы двигаемся во времени.  Кажется, достаточно повернуться назад, как мы вернёмся в прошлую жизнь или наоборот поспешить вперёд и увидим будущее. Но всё это существует только в нашей памяти. В действительности  «есть только миг между прошлым и будущим». Мы стареем не потому, что время двигается, а время двигается потому, что мы изменяемся также как внешний мир. Нам остаётся только считать, сколько произошло изменений между одним явлением и другим. Например, сколько раз появлялось на небе солнце, после того как появилась на дереве одна ветка до появления другой. Это количество и будет характеризовать изменения происшедшие между этими явлениями, и называться длительностью. Для дальнейшего уточнения понятия времени попытаемся вообще исключить его из рассмотрения физических явлений. Действительно, выключив своё субъективное время, представим вселенную перед своим взором, как некий агрегат, в котором нет относительно нас покоящихся элементов. Замечая, что некоторые изменения в этом агрегате происходят периодически, выберем одно  из этих периодических движений и начнём относительно его характеризовать остальные изменения. Например, скажем так, что изменение положения  данного тела  происходило в составе  четверти изменения положения Земли вокруг своей оси.  На языке времени это означало бы, что перемещение тела из одной точки в другую происходило в течение шести часов.

 Человечество в течение тысячелетий отрабатывало свой язык исходя из представления о времени как о потоке событий. Поэтому очень трудно объяснять явления, обходясь без этого понятия, но это возможно. Если сконцентрироваться   только на часах, так или иначе совершающих колебательное движение, и не обращать внимание на субъективное ощущение длительности, то отношение двух тел, выражающееся в движении одного из них относительно другого, станет отношением трёх тел.    Одно тело совершает колебательное движение, второе тело покоится и третье тело совершает движение относительно второго тела. Длина   пройденного пути третьим телом относительно второго тела выразится через длину колебательного движения первого тела  S=K x L. Где  К – количество длин колебаний.

          Думать о пространстве как о вместилище тел и представлять время как поток событий окружающих   человека является   самым лёгким и  понятным для него способом существования в них. Любой шаг в сторону от такого представления даётся ему с нарастающей трудностью. Осознав это, Ньютон создал для такого сознания свою классическую физику, которая была признана в силу этого всем человечеством потому, что она требует для усвоения меньшего напряжения мысли, чем другие представления об окружающем мире.

 

                                                                                                          См. далее  Закон инерции

Сайт создан в системе uCoz