На главную страницу                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                          

                                           ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ  МИРЕ

                                                                                От Дижечко Б.С.

                                                                                        2004 г.

          

                       С рождения каждого человека, с первых  шагов в окружающий мир, в его сознание входит представление об окружающем  пространстве, скажем условно, как  плоскопараллельном. Суть этого представления такова, если произвольным взглядом, лучом, исходящим из глаз, наметить плоскость, простирающуюся в даль, то всё остальное пространство получится путём параллельного перемещения этой плоскости во всех существующих направлениях. Для древнего человека этой плоскостью был видимый усреднённый горизонт земной поверхности, который казался ему плоским. Чтобы охватить эту плоскость взглядом, ему достаточно было повернуть голову влево, а затем вправо.  Поднимая глаза вверх, он тем самым как бы отрывал эту плоскость от Земли и, поднимая её вместе с взглядом, охватывал весь существующий для него мир.

В наблюдаемой картине внешнего для себя  мира человек замечает, что некоторые её фрагменты меняют положения относительно друг друга. При этом одни фрагменты могут заслонить другие, не оказывая на них никакого воздействия, а другие,  соприкасаясь, влияют на дальнейший характер изменения обоюдного положения. Поскольку собственное тело человека входит в общую картину мира, то он все видимые её фрагменты также назвал   телами и с воодушевлением воспринял, что члены его тела также могут изменять своё положение, оставалось только научится подчинить это изменение своей воли. Научившись менять своё положение по своей воле,   человек стал думать о том, что и другие изменения в общей картине мира происходят по воли кого-то.  Живя по каким-либо правилам, он стал предполагать, что и изменения во внешнем для него мире происходят по каким-то законам. Вот эти изменения в картине внешнего мира человек назвал движением, а соприкосновение одного тела с другим взаимодействием, в результате которого движущееся тело толкает покоящееся тело. Меру взаимодействия человек стал понимать как силу взаимодействия.

 При   движении человека по поверхности Земли в наблюдаемой картине происходит как бы раздвижение, сливающихся вдали неба и земли. Поэтому для него небо и поверхность Земли были двумя параллельными плоскостями. Аналогично, когда человек стоит, то   его взор  воспринимает картину внешнего мира, которая, если не принимать  в учёт бинокулярность зрения, в общем, и сначало, представляется ему плоской. И если он начинает двигаться вперёд, т.е. туда, куда смотрят глаза, то следующая картина, возникающая перед его глазами, также кажется ему плоской и параллельной первой, т.е. собственное движение им воспринимается как непрерывная смена параллельных друг другу картин внешнего мира. С другой стороны любое движение тел воспринимается им как изменение в видимой им картине внешнего для него мира, которая параллельна сама себе. Остаётся обратить внимание на то, что в восприятии пространства огромную роль играет движение воспринимающего субъекта и движение объектов относительно субъекта, хотя само воспринятое пространство в его сознании имеет статический характер. Двигаясь, человек замечает, что во внешнем для него мире есть места, где он свободно может передвигаться и есть места, где он не может это делать, поскольку они заняты другими телами. Эти  тела становятся для него ориентирами при его движении в материальном мире. Достраивая своим воображением изменение общей картины внешнего для него мира как бы с позиции любого тела, и постоянно держа её в своей памяти, человек охватывает своим сознанием весь осязаемый им материальный мир   в виде  картины, внутри которой он может передвигаться.

Создавать возможность для движения – это  свойство материи, на основе которого возникает представление о пространстве. Создать своё представление о пространстве каждый человек может лишь после того, как запомнит, какие движения он совершал среди виденных им предметов и какие он может ещё совершить. Делая это бесконечное количество раз  с первого момента своей жизни, человек  вырабатывает в своём сознании цельное виденье пространства. Однако существует принципиальная разница между познанием пространства в реальном мире и его представлением в сознании. Если в реальном мире чтобы познать два места  в пространстве необходимо передвигаться от одного к другому и делать это приходится с затратами усилий, то в сознании эти места возникают с лёгкостью и почти одновременно, т.е. движение в нём   происходит как бы мгновенно. Эта мгновенность передачи сигналов   в пространстве, возникающем в сознании,  и породило плоскопараллельное представление о реальном мире, в котором движение тела может происходить как угодно быстро.

          Место, из которого производится наблюдение, точнее место в хрусталике глаза, куда сходятся лучи, назовём точкой наблюдения или просто точкой. Осознав, что пространство это то, что предоставляет нам возможность рассматривать его в действительности или мысленно из любого его места, мы начинаем представлять его как бесконечное множество возможных точек наблюдения. Конечно, это множество состоит из бесконечного количества точек. Однако, в математике бесконечные множества бывают счётными и несчётными. Про несчётные множества говорят, что они обладают мощностью континуума, т.е. мощностью непрерывного множества. Естественно полагать, что пространство является континуумом, поскольку в нём отсутствуют дыры не содержащие его

 Мы можем двигаться, и делаем это в основном туда, куда смотрят глаза, т.е.,  по линии, названной  прямой. Представление о прямой линии тесно связано со способностью человека смотреть вперёд и делать повороты. Когда  смотрим на какой-либо предмет и если замечаем, что появляется другой предмет и закрывает от нашего взгляда первый предмет, мы считаем, что  он появился на прямой линии между глазом и предметом. Мы говорим, что три и более тел  находятся на одной прямой линии, если при взгляде на крайнее к нам тело, перемещаясь, мы находим такое место, откуда это тело закрывает остальные тела от нашего взгляда. Затем, мы вырабатываем в себе способность, мысленно представлять в реальном мире любые прямые линии, т.е. считать, что выделенные точки расположены таким образом, что если посмотреть на крайнюю точку, то найдётся такая точка наблюдения, что она закроет от взгляда остальные. Любые повороты в нашем движении мы воспринимаем как отклонения от движения по прямой линии.

Двигаясь по прямой линии, человек замечает, что некоторые точки он достигает раньше, чем другие и у него в сознании возникает представление о расстоянии между точками как о величине характеризующей последовательность достижения им точек при движении. Чтобы сказать о какой либо точке, что она расположена на большом расстоянии, человек должен мысленно представить себе другие промежуточные точки, которые он достигнет раньше, если начнёт двигаться к ней и найти что их достаточно много. Располагая промежуточные точки на прямой линии, и пересчитывая их, человек пришёл к идее измерения расстояния. Так к нему пришло понятие протяжённости пространства в том смысле, что его точки тянутся друг за другом, если двигаться в нём по прямым линиям. Это позволило ему привлечь к рассмотрению плоскопараллельного пространства математику, которая, как известно, производит счёт идентичных объектов и совершает действия над сосчитанными объектами. В данном случае производится счёт расположенных друг за другом на прямой линии равноудалённых точек. Протяжённость пространства между двумя точками было названо расстоянием, которое стали измерять количеством следующих друг за другом равноудалённых промежуточных точек.   Равенство расстояний между точками устанавливается путём наложения на них жёстко связанных между собой двух точек, расстояние между которыми взято за образец. Таким образом, между точками возникли метрические отношения, характеризующие их удалённость друг от друга. Синоним расстояния – длина также означает длительность чередования промежуточных точек при движении от точки до точки. Если понятие расстояния в основном применяется для определения протяжённости пространства, то понятие длины применяется для определения протяжённости твёрдых стержней, шагов и т.д. Можно даже сказать о длине расстояния, если между двумя точками пространства имеется что-то твёрдое или мысленно расположить между ними жёсткую линейку. В случае, если длина предмета ассоциируется с размером полосы на поверхности Земли, о которой можно сказать, что она широкая или не широкая, то в этом случае говорят не о длине, а о ширине. Аналогично, длину стержня или предмета поставленного вертикально называют высотой.

             Не делая особых различий между линиями, измерять стали не только прямые, но и кривые линии. Однако в этом случае необходимо было выбрать эталон единицы измерения значительно меньше измеряемой величины так, чтобы он укладывался на участок линии, который был бы почти как прямая линия. Позже это стали называть  линеаризацией кривой, когда кривая линия представляется ломаной линией, состоящей из прямолинейных участков, и за её длину стали считать сумму длин прямолинейных участков при условии, что их становится бесконечно много.              

                                                                                                    .                                   (См .далее: Евклидов мир)

 

Сайт создан в системе uCoz